Абсолютное большинство кредитов физическим лицам в Сбербанке в 2018 году будет выдано на основе решений искусственного интеллекта (ИИ), сообщил журналистам старший вице-президент Сбербанка Александр Ведяхин в кулуарах международных соревнований по машинному обучению, анализу данных и AI Sberbank Data Science Journey.

«В следующем году абсолютное большинство кредитов по физическим лицам будет приниматься на основании решений искусственного интеллекта. Сейчас чуть меньше, но мы постоянно это делаем», — сказал Ведяхин.


Смысл, звук, ритм

При этом он пояснил, что постоянно будет проводиться AB-тестирование, в рамках которого такие же решения будут принимать люди, чтобы оценить качество работы машины.

«Вот, к примеру, все ушло в цифру, и машина начала принимать неправильные решения, но понять, какие она решения принимает, мы в кредитном риске сможем через два-три года. Будет поздно уже. Поэтому всегда будут люди, которые будут вести узкий параллельный поток похожих заявок», — отметил Ведяхин.

Отвечая на вопрос, какой процент решений по кредитам физическим лицам должен быть закреплен за искусственным интеллектом, старший вице-президент банка отметил, что такой баланс пока еще не определен, но «он двигается в сторону искусственного интеллекта».

Технология ИИ также может начать массово использоваться крупными банками для кредитования средних и крупных предприятий в течение ближайших трех лет, сообщил Ведяхин. Он отметил, что в Сбербанке довольны результатами того, как ИИ используется в кредитовании физических лиц и в работе с малым бизнесом. Он пояснил, что уровень просрочки по таким кредитам ниже, чем если бы решения по ним принимал человек.

 

«Сейчас мы думаем о движении дальше вверх, и, я думаю, в течение ближайших трех лет мы дальше увидим, что искусственный интеллект принимает решение по достаточно крупным сделкам для крупного и среднего бизнеса», — сказал Ведяхин.

При этом в Сбербанке не стремятся довести число принимаемых с помощью ИИ кредитных решений до 100%. «Такая задача опасна. Всегда надо делать тестирование, человек должен оценивать качество решений, которые принимает машина, с точки зрения кредитных рисков. Если через два года окажется, что машина приняла неправильное решение, — кого увольнять?» — рассуждает вице-президент Сбербанка.

Отвечая на вопрос ТАСС о том, как в банке планируют применять технологию ИИ при работе с VIP-клиентами, Ведяхин отметил, что для них по-прежнему сохранится высокая доля личного общения с менеджерами, однако часть услуг будет также цифровизироваться. «У VIP-клиентов тоже есть потребность в каждодневных услугах. Те же коммунальные услуги, оплата кружков для детей. Но не он же сам ходит с платежками — это делает его ассистент. Вот эта история точно уйдет в цифру, его помощники будут общаться с чат-ботами», — заметил Ведяхин.

Общение с человеком точно сохранится там, где речь будет идти о принятии инвестиционных решений, однако даже здесь останется место для ИИ: по словам вице-президента Сбербанка, уже сегодня он показывает очень хорошие результаты в алгоритмической торговле финансовыми инструментами, и Сбербанк намерен использовать его для составления клиентских предложений.

Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева ранее в октябре предупреждала о возможности возникновения «пузырей» в результате массового использования алгоритмов в биржевой торговле. По словам Ведяхина, эта проблема решаема.

«Эта тема сложная, содержащая много вызовов для всех регуляторов в мире. Комплексных решений нет, и очень надеемся, что наш регулятор будет одним из первых в мире, кто сделает такое качественное регулирование», — подчеркнул он.


Смысл, звук, ритм